Усадьба Губина А.И.

Приехав в Астрахань в 50-е годы XIX века, молодые рязанские крестьяне братья Иван, Александр и Василий Губины занялись сплавом леса, на чем со временем разбогатели и стали известными меценатами.

В Астрахани Губины были одной из самых влиятельных фамилий. В собственности они имели лесопильные заводы, лесные пристани на реке Болда, склады лесных материалов, а также шесть городских зданий. Губины были почётными гражданами города, занимались благотворительностью.

Ими были пожертвованы значительные средства на школу для глухонемых, Елизаветинский сиротский приют, богадельню для престарелых ремесленников (открыли в 1904 г.), храм во имя Казанской иконы Божией Матери, храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, собор во имя Св. князя Владимира, Мариинскую женскую гимназию, сделано множество других добрых дел.

После приобретения участка между улицами Красная набережная и Куйбышевская, на нём сначала в 1885 году был возведен каменный одноэтажный торговый корпус, а в июне 1897 года А.И. Губин получил разрешение на строительство в этом месте трёхэтажного каменного дома по проекту архитектора К.К. Домантовича.

Примечание:

«К.К. Домонтович работал в Астрахани с 1883 по 1913 год, главным образом, по заказам наиболее состоятельных горожан-промышленников, богатых чиновников. Его постройки отличают тщательная декоративная проработка фасадов, использование широкой стилистической палитры, торжественная приподнятость архитектурного образа – черты, присущие ренессансу, переосмысленному в рамках провинциальной эклектики.»

Прежнее здание было разобрано и к 1902 году было закончено строительство нового дома. Кроме него во дворе расположились ещё четыре каменных строения, и вместе они составили усадьбу Губина.

До 1918 года на первом этаже дома и подвалах находились служебные и торговые помещения, на втором и третьем – жилые и парадные комнаты.

Существовавшие изначально симметричные главному входу четыре дверных проема в настоящее время заменены окнами. По боковому фасаду три двери также заложены.

Проезд во двор ограждают массивные чугунные ворота, которые выполнены в стиле барокко. Их рисунок составляется букетами роз, листьями аканта, лентами и веревочным орнаментом, в центре размещены монограммы домовладельца. Композиция увенчана головкой купидона с распростертыми крыльями.

Значительную художественную ценность представляют интерьеры дома, оформленные с дворцовой роскошью.

Оформления интерьеров сменяют друг друга, сохраняя лишь основной мотив. С небольшими утратами сохранилась объемная лепнина потолков в торговых и жилых помещениях. Использованы лепные гирлянды, вазы с фруктами, горельефы с изображением амуров.

В доме сохранилась уникальная для Астрахани парадная лестница из белого мрамора, оформленная кованым стальным ограждением. Дошли до наших дней и два изразцовых камина высокого художественного достоинства. Сюжетные рельефы зеркал, характерная для барокко пластика, цветовое решение делают их истинными произведениями интерьерного искусства. Паркетные полы, выполненные с использованием девяти пород дерева, выложены геометрическим орнаментом. Можно сказать, что интерьеры оформлены с дворцовой роскошью.

На фасаде дома Губина можно увидеть маску мифического героя Геракла, который изображен здесь с головой Немейского льва.

Так же в композиции дома встречается еще  один мифический герой – Персей – победитель Медузы Горгоны, чья отрубленная голова изображена на чаше, венчающей крышу, в знак того, что этот дом защищен от зла. Под этой чашей изображен лик младенца.

Существует легенда, которая говорит о том, что эту маску создавали по образу и подобию ребенка самого купца, наследника, что внушало надежду на могущество, процветание и достойное продолжение рода,  который впоследствии будет расстрелян во дворе собственного дома в период политических репрессий.

Далее среди обилия масок и символов, которые встречаются на фасаде дома, выделяются кариатиды.

Кариатиды – это статуя женщины, введенная в архитектурную традицию древнегреческим зодчеством. Она заменяла собой колонну или пилястру и служила для поддержания частей здания, преимущественно с лицевой стороны.

На крыше дома и по нынешнее время установлены две греческие музы – дочери Гармонии, покровительницы искусств и наук.

У парадного входа находится чугунный светильник, выполненный в виде двух грифонов. (В Древней Греции грифон посвящался Аполлону как животное, олицетворяющее солнце).

После национализации дома в январе–апреле 1919 г. в доме находился реввоенсовет и штаб Каспийско-Кавказкого фронта, членом которого был Сергей Миронович Киров. В дальнейшем здание занимали различные советские учреждения. А в ноября 1937 года, после капитального ремонта дом превратился во Дворец пионеров и школьников им. С.М. Кирова.

В начале войны здание было отдано под госпиталь. Но уже в ноябре 1942 года дом был возвращен пионерам.

В настоящее время в особняке размещается высшее учебное заведение «Саратовская государственная юридическая академия».

Примечателен тот факт, что дом купца А.И. Губина мелькает в кадрах одной из трех новелл популярной советской комедии «Не может быть» (1975), снятой режиссером Леонидом Иовичем Гайдаем по рассказам Михаила Михайловича Зощенко. По сценарию фильма в доме А.И. Губина располагалась прокуратура, куда вызывают одного из героев фильма – заведующего магазином, Григория Ивановича Горбушкина, роль которого сыграл народный артист СССР Михаил Иванович Пуговкин. В этой же новелле, кстати, можно увидеть еще одну достопримечательность Астрахани – храм во имя Св. Иоанна Златоуста.

 

 

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о